ProjectMate

Анатомия «почасовки»

По материалам статьи Илины Режевой (Ilina Rejeva) «The Anatomy of the Billable Hour»

«Время – это то, чего нам вечно не хватает, и что мы используем хуже всего» — Уильям Пэнн.
Почасовая оплата – вечная тема для обсуждения в юридической среде. В последнее время, в связи с ростом количества альтернативных схем оплаты, вопрос стал еще более актуальным. Мы предлагаем вспомнить как появилась модель почасовой оплаты, определить за и против и узнать, как к ней относятся клиенты.

История почасовки

Модель почасовой оплаты возникла в США еще в 1940-х годах, но настоящее распространение получила лишь в 1960-е. В те времена юристы начали вести тщательный учет времени в файловых папках, чтобы всегда иметь возможность вспомнить детали дела. Консультанты юридических фирм посоветовали адвокатам использовать эти записи, чтобы заработать больше денег. К концу 60-х годов большинство юридических фирм уже использовали почасовую оплату.
После массового внедрения почасовки, юридические фирмы продолжили попытки повысить свою прибыль. Они увеличивали либо ставки адвокатов, либо количество отработанных часов. И это работало до тех пор, пока конкуренция на рынке юридических услуг не стала слишком велика. Юристы больше не могли покрывать расходы, увеличивая ставки, — так они потеряли бы большинство клиентов. Поэтому стало расти количество часов. Эта та ситуация, которую мы наблюдаем на рынке сейчас.

Плюсы почасовки

Почасовка как один из наиболее популярных методов ценообразования в юридических фирмах существует уже более полувека. Ниже представлены некоторые из ее преимуществ:

Минусы почасовки

В то же время противники почасовой оплаты услуг говорят о ее основных недостатках:

Отношение клиентов к почасовой оплате

Движущей силой изменений в ценообразовании юридических фирм всегда являются клиенты. Исследования Altman Weil показывают, что только 32% опрошенных юрфирм внедрили модели ценообразования, не связанные с почасовой оплатой, потому что они обладают конкурентными преимуществами. Остальные 68% респондентов изменили подход к своему ценообразованию именно по запросам от клиентов.

А клиенты, очевидно, выбирают прозрачность, контроль затрат и распределение рисков. Как говорит консультант по ценообразованию Джон Чишолм: «Клиенты покупают у юристов не время, а ценность».

Как юридические фирмы используют почасовую оплату в последние несколько лет

За последние несколько лет юридические фирмы стали отходить от модели почасовой оплаты. Начиная с 2011 года постоянно увеличивается количество счетов выставленных на базе альтернативных методов ценообразования. В 2011 году количество счетов, выставленных на основе отработанного времени, составляло 57.9 %, а в 2015 всего 42.6 %.

Что показательно, только 6,7% опрошенных юридических фирм говорят, что они используют исключительно почасовую оплату. Возможно, юрфирмы начинают менять свой подход, соглашаясь с Робертом Хиршоном. Он заявил, что почасовка – это пренебрежение качеством в угоду количеству и креативностью в угоду рутине. Без оценки таких показателей как производительность, креативность, знания или технологические достижения, эта модель ценообразования никогда не сможет точно отразить ценность работы.

Будущее почасовой оплаты неопределенно, но почасовка по-прежнему играет важную роль в юридическом бизнесе. И в ближайшем будущем часы юристов все еще будут тикать с 6-минутным интервалом.