Евгений Байдаков в журнале «Украинский юрист». Технологии отношений

IT-аутсорсинг или штатный специалист в юридической фирме: каковы риски и что выбрать?

Евгений БАЙДАКОВ • «Авиком Бизнес Технологии» для журнала «Украинский юрист»


 

Компания «Авиком» уже на протяжении 10 лет параллельно с разработкой программного обеспечения занимается оказанием услуг IT-аутсорсинга для юридических фирм. И сегодня, исходя из собственного многолетнего опыта, мы с уверенностью можем сказать – IT-аутсорсинг в юридическом бизнесе не только необходим, но и неизбежен.

На текущий момент трудно найти юрфирму, которая не использовала бы в своей повседневной работе IT. Для компаний, идущих в ногу со временем, чьи бизнес-процессы зачастую протекают внутри различных информационных систем, необходимость системного администратора очевидна. Здесь возникает вопрос: где найти специалиста, который будет в состоянии справиться со всем комплексом IT-задач, начиная от установки программного обеспечения и заканчивая стратегическим развитием инфраструктуры организации?

Вариантов два. Первый из них — нанять собственного сотрудника, второй – передать техническую поддержку сторонней организации, то есть на аутсорсинг. Итак, штатный IT-специалист или внешняя компания? Рассмотрим, какие риски влечет за собой выбор того или иного варианта.

Риск нанять непроверенного специалиста

При поиске собственно сотрудника для решения IT-задач вы непременно сталкиваетесь с проблемой – как найти такого специалиста? Оценить, насколько человек порядочен, профессионален и, какова его репутация на рынке труда, зачастую, просто невозможно. В резюме это не написано. Как итог – вы не знаете, специалиста ли вы нанимаете.

В случае выбора профессиональной компании аутсорсера такой риск сведен к минимуму. Вы всегда можете проанализировать деловую репутацию организации, запросить отзывы клиентов и даже организовать к ним визит.

Риск отсутствия специалиста в момент технического сбоя

Одним из достоинств штатного системного администратора многие называют его доступность на протяжении рабочего дня. Однако на практике это не совсем так. Сотрудник может заболеть, уйти в отпуск, уволиться и т.д. При этом заменить его порой просто некому, вследствие чего в момент технического сбоя работа компании может встать.

В случае с IT-аутсорсингом такие ситуации практически невозможны. Все специалисты взаимозаменяемы и оперативно решают возникающие задачи для исключения простоев в работе компании-клиента.

Риск внезапного разрыва отношений

Что если завтра IT-сотрудник покинет вашу компанию? А в большинстве случаев это происходит в самый неподходящий момент. Компания на неопределенный период времени остается практически незащищенной! Конечно же, вы наймете нового специалиста, однако и он может принести вам немало «головной боли». Отсутствие каких-либо инструкций, записей – то, с чем обычно сталкивается новый системный администратор. Как итог – перестроение IT-инфраструктуры вашей компании, исходя из собственных представлений нового сотрудника.

Коммерческая специфика отношений компаний, напротив, позволяет вам обезопасить себя, прописав, что фирма-поставщик обязана предупредить о расторжении договора за определенный срок (или вовсе о невозможности его расторжения по ряду причин). В дополнение к этому, вы можете предусмотреть процедуру передачи всей информации по выполненным аутсорсером работам, а также документирование элементов IT-системы компании во время вашего сотрудничества.

Не забывайте, если сотрудничество с IT-поставщиком по каким-то причинам становится вам невыгодным – его всегда можно поменять. Однако, если сотрудничество выгодное, оно может продлиться длительное время. Так, в нашей практике есть клиенты, с которыми договор аутсорсинга действует уже в течение 9 лет.

Риск потери контроля над специалистом

Один из самых больших рисков при работе штатного IT-сотрудника – это потеря контроля и управления над ним. Ведь сотрудник должен быть специалистом в своей области. А, зачастую, в фирме нет человека, который мог бы оценить профессионализм и правильность решения поставленных перед сисадмином задач.

В случае с IT-аутсорсингом оценка выполненных работ «ложится на плечи» самого поставщика. При этом юрфирме достаточно иметь ответственного сотрудника, который будет осуществлять коммуникацию с аутсорсером и оценивать эффективность сотрудничества. Единственной проблемой здесь может стать «айтишный» язык, на котором говорит большинство IT-специалистов. Поэтому еще на этапе выбора поставщика лучше отдать предпочтение компании, которая на понятном вам языке будет рассказывать обо всех проводимых ею работах.

Риск быть позади последних тенденций в IT-индустрии

Работник, не повышающий свою квалификацию, просто не в состоянии поддерживать IT-систему в соответствии с инновационными запросами времени. В перспективе это означает, что юридическая компания, скорее всего, останется позади последних тенденций в IT-индустрии.

На наш взгляд, это может обеспечить только серьезная компания-консультант. Лишь профессиональный IT-аутсорер заинтересован в том, чтобы, с одной стороны, издержки его клиента на IT снижались, а с другой – следовал мировым тенденциям, развивался и становился более эффективной организацией.

Риск утечки информации

Страх потерять контроль над безопасностью внутренней информации, пожалуй, один из главных. При этом статистика показывает, что в утечке информации в большинстве случаев (70%) оказывается виноват именно собственный персонал компании. Здесь следует понимать, что штатный IT-специалист имеет доступ фактически к любой информации, за сохранность которой он отвечает.

В случае с IT-аутсорсером данная проблема в большей степени психологическая. Ведь профессиональной аутсорсинговой фирме портить свою репутацию, занимаясь разглашением инсайдерской информации, просто не имеет смысла. К тому же существует масса способов минимизировать риск утечки информации. Стандартной практикой является заключение договора о неразглашении с поставщиком. В нем вы можете прописать, какой режим и, для каких сотрудников аутсорсера следует обеспечить по доступу к определенным данным.

Приходящий сисадмин – решит ли проблемы?

Нами не был упомянут еще один тип IT-специалиста – приходящий системный администратор. Работа такого сотрудника осуществляется по принципу «залатывания брешей», или решения проблем по мере их поступления. При этом обычно уровень знаний такого специалиста не может обеспечить должную надежности и отказоустойчивость инфраструктуры вашей компании. Очевидно, что такая схема не приводит ни к чему хорошему, да и сотрудник может в любой момент просто исчезнуть.

Подводя итоги

Рассмотрев все вышеописанные риски всех вариантов, можно с уверенностью сказать: зависимость организации от штатного/приходящего IT-специалиста в разы выше, чем от аутсорсинговой компании, а контроль над IT-инфраструктурой гораздо сильнее, когда есть подписанный договор с компанией, которая дорожит своей репутацией. Выбор адекватного поставщика и всестороннее согласование контракта – вот залог вашего спокойствия и качественного обслуживания. Ведь основной плюс IT-аутсорсинга заключается в том, что все договорённости скреплены договором, а не устными обещаниями.

Конечно, зачастую наем штатного или приходящего специалиста может стать юридической фирме дешевле, чем аутсорсинг от профессионального IT-поставщика. Однако выглядит ли такое сотрудничество благоприятным и оправданным? Нам кажется, что нет, но решать вам.

[fb_button]

Мы собираем файлы cookies, чтобы улучшить этот сайт. Продолжая работу, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
ПринятьПодробнее

Соглашение

  • 0. Введение
  • 1. Собираемая информация
  • 2. Условия предоставления информации третьим лицам
  • 3. Защита информации
  • 4. Ограничения ответственности

0. Введение

Соглашение о конфиденциальности информации и обработке персональных данных (далее — Соглашение) действует в отношении всей информации, которую ООО «Авиком Бизнес Технологии» (далее – «Авиком») может получить от любого физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица (далее – Пользователь) во время использования им любого из сайтов ProjectMate (далее — Сайты ProjectMate).

Использование Сайтов ProjectMate означает безоговорочное согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нём условиями обработки, полученной от него информации; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сайтов ProjectMate.

1. Собираемая информация

1.1. «Авиком» собирает следующую информацию, которая обеспечивает работу Сайтов ProjectMate, их безопасность и совершенствование:

1.1.1. Личные данные. «Авиком» собирает только те личные данные, которые вы добровольно оставляете на Сайтах ProjectMate для отправки запросов через формы, размещенные на Сайтах ProjectMate или используете для авторизации на Сайтах ProjectMate. «Авиком» использует эти данные для однозначной идентификации Пользователя и предоставления услуг по запросу Пользователя. К личным данным, в частности, относятся: имя Пользователя, адрес электронной почты, телефон, место работы.

1.1.2. Технические данные. В группу входит информация, получаемая автоматически и призванная улучшить работу Сайтов ProjectMate и повысить уровень безопасности. Информация собирается в обезличенном виде и никак не связана с личными данными пользователя. К техническим данным, в частности, относятся: файлы cookie (содержат информацию о странах посещения, загрузках, домене Интернет-провайдера, адресах сайтов, с которых был совершен переход), технические параметры устройства, данные об ошибках, частоте ошибок и сбоев.

2. Условия предоставления информации третьим лицам

2.1 Информация, хранящаяся в Сервисах ProjectMate может быть предоставлена только нижеследующим группам лиц:

2.1.1. Подрядчики «Авикома». «Авиком» пользуется услугами некоторых проверенных третьих лиц, чтобы обеспечивать работу Сайтов ProjectMate, их безопасность, совершенствование и продвижение. К ним относятся, в частности, сервисы Яндекс.Метрика, Google Analytics, LiveInternet. Третьи лица получают доступ к вашей информации только для выполнения задач от имени «Авикома» и в соответствии с настоящим Соглашением.

2.1.2. Представители власти. Информация предоставляется правоохранительным органам в случае, если того требует законодательство и только при наличии соответствующего судебного решения. Это не отменяет того факта, что основной задачей «Авикома» является сохранение данных Пользователя и ответственное с ними обращение.

3. Защита информации

3.1. «Авиком» делает всё возможное для того, чтобы обезопасить Сайты ProjectMate и Пользователя от несанкционированных попыток доступа, изменения, раскрытия или уничтожения хранящейся информации.

3.2. Пользователь при этом осознает возможность возникновения технических неисправностей и сбоев в работе Сайтов ProjectMate и согласен с тем, что у «Авикома» отсутствует техническая возможность предсказать их возникновение, уведомить о них Пользователя заблаговременно, либо полностью исключить вероятность их возникновения. Возникновение таких неисправностей или сбоев вне зависимости от причин и последствий не может быть основанием для применения к «Авикому» мер ответственности.

4. Ограничения ответственности

4.1 «Авиком» не инициирует размещение персональной информации при использовании Сайтов ProjectMate, не контролирует ее достоверность и актуальность, однако «Авиком» оставляет за собой право требовать подтверждения достоверности переданной ему информации Пользователем.

4.2 При размещении (предоставлении «Авикому») персональной информации третьих лиц Пользователь гарантирует, что получил все необходимые разрешения и согласия на указанные действия, а также гарантирует полное и безоговорочное согласие этих лиц с положениями настоящего Соглашения.

4.3 «Авиком» не несет ответственности за сбор, хранение и обработку персональной информации программным обеспечением сторонних разработчиков, сервисы которых используются в Сервисах ProjectMate.