Анатомия «почасовки»

По материалам статьи Илины Режевой (Ilina Rejeva) «The Anatomy of the Billable Hour»

«Время – это то, чего нам вечно не хватает, и что мы используем хуже всего» — Уильям Пэнн.
Почасовая оплата – вечная тема для обсуждения в юридической среде. В последнее время, в связи с ростом количества альтернативных схем оплаты, вопрос стал еще более актуальным. Мы предлагаем вспомнить как появилась модель почасовой оплаты, определить за и против и узнать, как к ней относятся клиенты.

История почасовки

Модель почасовой оплаты возникла в США еще в 1940-х годах, но настоящее распространение получила лишь в 1960-е. В те времена юристы начали вести тщательный учет времени в файловых папках, чтобы всегда иметь возможность вспомнить детали дела. Консультанты юридических фирм посоветовали адвокатам использовать эти записи, чтобы заработать больше денег. К концу 60-х годов большинство юридических фирм уже использовали почасовую оплату.
После массового внедрения почасовки, юридические фирмы продолжили попытки повысить свою прибыль. Они увеличивали либо ставки адвокатов, либо количество отработанных часов. И это работало до тех пор, пока конкуренция на рынке юридических услуг не стала слишком велика. Юристы больше не могли покрывать расходы, увеличивая ставки, — так они потеряли бы большинство клиентов. Поэтому стало расти количество часов. Эта та ситуация, которую мы наблюдаем на рынке сейчас.

Плюсы почасовки

Почасовка как один из наиболее популярных методов ценообразования в юридических фирмах существует уже более полувека. Ниже представлены некоторые из ее преимуществ:

  • Просто измерить эффективность сотрудников. Почасовой биллинг помогает упростить расчет коэффициента утилизации. Утилизация рассчитывается как отношение количества оплачиваемого времени к количеству всего отработанного времени. Например, если адвокат работает 3120 часов в год и относит на клиентские проекты 2340 часов, то его коэффициент утилизации составляет 75%. Это означает, что 75% его времени было потрачено на работу, которую оплатит клиент.
  • Оплата вне зависимости от результата. Для юристов почасовка удобна тем, что их услуги будут оплачены независимо от результата дела. В то же время для клиентов это несет определенные риски – у юриста нет никаких стимулов, чтобы оказать услугу быстро и качественно.
  • Удобно и привычно. Юристам привычно и комфортно работать по почасовке. Она пользуется популярностью на протяжении десятилетий, и с каждым годом специалистов, которые в прошлом работали по другим схемам ценообразования, становится все меньше. Никто не хочет выходить из «зоны комфорта».
  • Понятно клиенту. Почасовую схему оплаты легко объяснить клиенту, она не вызывает путаницы и применяется многими компаниями. Это нравится большинству заказчиков и при сравнении предложений на рынке юридических фирм, они, при прочих равных условиях, отдадут свой голос в пользу юристов на почасовке.

Минусы почасовки

В то же время противники почасовой оплаты услуг говорят о ее основных недостатках:

  • Неэффективность вознаграждений. Почасовая схема оплаты может снижать эффективность работы юриста. Лорд Нойбергер, старейший в Великобритании судья, комментирует это так: «Принцип [почасовой оплаты] ставит в невыгодное положение тех, кто способен быстро завершить дело, а также тех, кто обладает большими профессиональными знаниями и навыками. Они будут работать более эффективно (а значит продавать меньше часов — прим. автора)».
  • Неопределенность при планировании бюджета. Практически невозможно узнать заранее, сколько времени займет решение вопроса клиента. При использовании почасовки это означает, что клиент не понимает, сколько ему в конечном счете придется заплатить. Это вызывает у него разочарование и сомнения в эффективности работы юристов.
  • Нет учета ценности работы. Часовая ставка юриста всегда одинакова, вне зависимости от того, что он делает и каков результат. То есть и оценку решения по делу, и подготовку документов, и участие в судебном заседании клиент оплачивает одинаково. Не самый выгодный вариант для клиента.
  • Напряжение и перегрузка среди юристов. По данным Австралийского финансового обзора, работа по почасовке негативно сказывается на психическом здоровье юристов. Основная причина – бесконечная погоня за все большим количеством оплачиваемых часов.

Отношение клиентов к почасовой оплате

Движущей силой изменений в ценообразовании юридических фирм всегда являются клиенты. Исследования Altman Weil показывают, что только 32% опрошенных юрфирм внедрили модели ценообразования, не связанные с почасовой оплатой, потому что они обладают конкурентными преимуществами. Остальные 68% респондентов изменили подход к своему ценообразованию именно по запросам от клиентов.

А клиенты, очевидно, выбирают прозрачность, контроль затрат и распределение рисков. Как говорит консультант по ценообразованию Джон Чишолм: «Клиенты покупают у юристов не время, а ценность».

Как юридические фирмы используют почасовую оплату в последние несколько лет

За последние несколько лет юридические фирмы стали отходить от модели почасовой оплаты. Начиная с 2011 года постоянно увеличивается количество счетов выставленных на базе альтернативных методов ценообразования. В 2011 году количество счетов, выставленных на основе отработанного времени, составляло 57.9 %, а в 2015 всего 42.6 %.

billable-hour-usage-legaltrek

Что показательно, только 6,7% опрошенных юридических фирм говорят, что они используют исключительно почасовую оплату. Возможно, юрфирмы начинают менять свой подход, соглашаясь с Робертом Хиршоном. Он заявил, что почасовка – это пренебрежение качеством в угоду количеству и креативностью в угоду рутине. Без оценки таких показателей как производительность, креативность, знания или технологические достижения, эта модель ценообразования никогда не сможет точно отразить ценность работы.

Будущее почасовой оплаты неопределенно, но почасовка по-прежнему играет важную роль в юридическом бизнесе. И в ближайшем будущем часы юристов все еще будут тикать с 6-минутным интервалом.

Подпишитесь на обновления
блога PojectMate

Отправляем ссылки на полезные статьи и вебинары. Не чаще пары раз в месяц.
Мы собираем файлы cookies, чтобы улучшить этот сайт. Продолжая работу, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
ПринятьПодробнее

Соглашение

  • 0. Введение
  • 1. Собираемая информация
  • 2. Условия предоставления информации третьим лицам
  • 3. Защита информации
  • 4. Ограничения ответственности

0. Введение

Соглашение о конфиденциальности информации и обработке персональных данных (далее — Соглашение) действует в отношении всей информации, которую ООО «Авиком Бизнес Технологии» (далее – «Авиком») может получить от любого физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица (далее – Пользователь) во время использования им любого из сайтов ProjectMate (далее — Сайты ProjectMate).

Использование Сайтов ProjectMate означает безоговорочное согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нём условиями обработки, полученной от него информации; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сайтов ProjectMate.

1. Собираемая информация

1.1. «Авиком» собирает следующую информацию, которая обеспечивает работу Сайтов ProjectMate, их безопасность и совершенствование:

1.1.1. Личные данные. «Авиком» собирает только те личные данные, которые вы добровольно оставляете на Сайтах ProjectMate для отправки запросов через формы, размещенные на Сайтах ProjectMate или используете для авторизации на Сайтах ProjectMate. «Авиком» использует эти данные для однозначной идентификации Пользователя и предоставления услуг по запросу Пользователя. К личным данным, в частности, относятся: имя Пользователя, адрес электронной почты, телефон, место работы.

1.1.2. Технические данные. В группу входит информация, получаемая автоматически и призванная улучшить работу Сайтов ProjectMate и повысить уровень безопасности. Информация собирается в обезличенном виде и никак не связана с личными данными пользователя. К техническим данным, в частности, относятся: файлы cookie (содержат информацию о странах посещения, загрузках, домене Интернет-провайдера, адресах сайтов, с которых был совершен переход), технические параметры устройства, данные об ошибках, частоте ошибок и сбоев.

2. Условия предоставления информации третьим лицам

2.1 Информация, хранящаяся в Сервисах ProjectMate может быть предоставлена только нижеследующим группам лиц:

2.1.1. Подрядчики «Авикома». «Авиком» пользуется услугами некоторых проверенных третьих лиц, чтобы обеспечивать работу Сайтов ProjectMate, их безопасность, совершенствование и продвижение. К ним относятся, в частности, сервисы Яндекс.Метрика, Google Analytics, LiveInternet. Третьи лица получают доступ к вашей информации только для выполнения задач от имени «Авикома» и в соответствии с настоящим Соглашением.

2.1.2. Представители власти. Информация предоставляется правоохранительным органам в случае, если того требует законодательство и только при наличии соответствующего судебного решения. Это не отменяет того факта, что основной задачей «Авикома» является сохранение данных Пользователя и ответственное с ними обращение.

3. Защита информации

3.1. «Авиком» делает всё возможное для того, чтобы обезопасить Сайты ProjectMate и Пользователя от несанкционированных попыток доступа, изменения, раскрытия или уничтожения хранящейся информации.

3.2. Пользователь при этом осознает возможность возникновения технических неисправностей и сбоев в работе Сайтов ProjectMate и согласен с тем, что у «Авикома» отсутствует техническая возможность предсказать их возникновение, уведомить о них Пользователя заблаговременно, либо полностью исключить вероятность их возникновения. Возникновение таких неисправностей или сбоев вне зависимости от причин и последствий не может быть основанием для применения к «Авикому» мер ответственности.

4. Ограничения ответственности

4.1 «Авиком» не инициирует размещение персональной информации при использовании Сайтов ProjectMate, не контролирует ее достоверность и актуальность, однако «Авиком» оставляет за собой право требовать подтверждения достоверности переданной ему информации Пользователем.

4.2 При размещении (предоставлении «Авикому») персональной информации третьих лиц Пользователь гарантирует, что получил все необходимые разрешения и согласия на указанные действия, а также гарантирует полное и безоговорочное согласие этих лиц с положениями настоящего Соглашения.

4.3 «Авиком» не несет ответственности за сбор, хранение и обработку персональной информации программным обеспечением сторонних разработчиков, сервисы которых используются в Сервисах ProjectMate.